Некоторое время назад, мы проводили вебинар на тему построения отдела маркетинга для аудитории одного регионального фонда поддержки предпринимателей и в самом начале выступления я получил возражение - "службы маркетинга нужны большим компаниям, вот у нас 3-5 человек и у нас все делают всё, как быть?"
К сожалению, вопрос опередил соответствующий раздел моего выступления: о том, что будет являться отделом маркетинга в микро-компании я рассказываю дальше. Но сам вопрос меня задел и навел на мысль, что этот аспект интересует не только ту девушку с вебинара и её нужно раскрыть чуть полнее.
В чем проблема?
Статистики у меня нет, но по ощущениям до 50% компаний в СНГ фактически состоит действительно из 5-10 человек (не говорим об "официальной" численности сотрудников). Что вам приходит в голову, когда вы говорите "отдел маркетинга"? Наверное, комнату с примерно 3-5 сотрудниками, один из которых погружен в таблицы статистики рекламных объявлений, другой рисует баннеры в фотошопе или иллюстраторе, третий в углу ковыряется в наваленной куче сувенирки. В среднем бизнесе всё примерно так и есть. А как в микро-компаниях?
На практике в 90% микро-компаний маркетинга в принципе нет никакого, как явления. Никакой системности и ничего, что можно было бы назвать "службой маркетинга". В лучшем случае есть собственник, который как-то взаимодействует с подрядчиком-фрилансером Серёжей, делающим рекламу в инсте или Директе. Чаще - собственник сам что-то постит и пытается настроить рекламу по мануалам из интернета или после просмотра рекламного видео каких-нибудь студий-агентств из серии "Это вы можете (сами)". Результат от такой деятельности, как правило около-нулевой. По одной простой причине - несистемность и некомплексность.
Читателям нашего блога, думаю, не надо объяснять, что мы живем в такое время, когда рекламные инструменты обновляются и допиливаются ежемесячно, тренды меняются, связки для лидогенерации появляются и исчезают. А упаковка продукта и всякий там cust-dev - это вообще отдельная история. И чтобы был хороший результат, за всем этим нужно следить и пробовать. Может ли за всем уследить собственник одновременно: и за производством, и за закупками, и за изменениями в гибкой настройке рекламы в FB из-за выхода новых приколов в iOS14? Конечно, нет. Чтобы был результат, этим должен заниматься маркетолог. Тот, кто разбирается в теме и ей интересуется.
"Окей, у нас есть агентство-подрядчик, вот они всей этой фигнёй занимаются, за всё шарят", - думает собственник микро-бизнеса. Верно. Вот только им плевать с высокой колокольни на ваш проект и ваши микро-бюджеты.